Театр
Рязанский театр драмы
пл. Театральная, 7а
Оценок и отзывов нет
отзывов нет
О компании
Рязанский государственный Ордена «Знак Почета» областной театр драмы является одним из старейших в России, основан в 1787 году.
Первое упоминание о Рязанском театре встречается в донесении сенаторов А. Воронцова и А. Нарышкина об осмотре Рязанской губернии от 5 марта 1787 года: «6-е. Построил деревянный корпус для театра, которой стоит двух тысяч семисот семидясети шести рублей и одной из собираемых с него доходов за всем его содержанием должен принести доходу в год, по крайней мере, пятьсот рублей, следовательно, и составит оной театр прибыли без малого в четверо против обыкновенных процентов издержанного капитала». Подлинник записки хранится в ЦГАДА (фонд XVI разряда, д. 911, л. 21-об.). В государственном архиве Рязанской области имеется протокол заседания Рязанской губернской казенной палаты от 21 октября 1787 года, в котором упоминается, что в Рязани имеется «Оперный дом» (так назывался тогда театр). Первая рязанская труппа была составлена из дворовых и вольноотпущенных девушек и «юношей-копиистов» учреждений наместничества.
До середины XIX века Рязанский театр был одним из немногих стационарных театров российской провинции. Среди показательных постановок того времени – «Отелло» У. Шекспира (1821), «Волшебный стрелок» Г. Вебера (1829), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1836), «Керим Гирей – Крымский хан», инсценировка А. Шаховского поэмы А. С. Пушкина Бахчисарайский фонтан (1837), «Гамлет» У. Шекспира (1840), поставленный впервые на провинциальной русской сцене. Премьера «Ревизора» Гоголя состоялась в Рязани в декабре 1836 года, всего через восемь месяцев после первого представления на петербургской сцене. Позднее на рязанскую сцену пришла драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова, в годы первой русской революции рязанцы впервые увидели пьесы М. Горького. Репертуар этих лет отличался яркой демократической направленностью и остротой.
С открытием «Оперного дома» Рязань стала одним из крупных гастрольных центров. На рязанской сцене выступали актеры императорских театров И. Дмитревский, В. Живокини, популярные провинциальные актеры Е. О. Петров, М. Т. Иванов-Козельский. В 1860 году гастролировал знаменитый американский трагик Айра Олдридж. Особенно был богат гастрольными событиями период рубежа XIX-XX вв.
В 1862 «Оперный дом» получил статус городского драматического театра. В репертуаре главное место занимала драматургия А. Н. Островского. В 1880-1890-е годы неоднократно гастролировал Малый театр, корифеи «Дома Островского» М. Щепкин, П. Орленев, М. Тарханов, братья Адельгейм, А. Юдин, М. Ермолова, А. Яблочкина нередко выступали в спектаклях рязанской труппы. С рязанской провинциальной сценой связана судьба основателя знаменитой династии актеров Малого театра П. М. Садовского. Здесь выступали К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин, М. Петипа, писатель В. Гиляровский, оставивший в своих воспоминаниях яркие картины жизни рязанского театра 1870-х годов.
На рубеже веков рязанский городской театр становится выразителем новых прогрессивных направлений сценического искусства, осуществляет постановки пьес, проникнутых передовыми идеями своего времени. В 1899, через несколько месяцев после триумфальной премьеры в Московском художественно-общедоступном театре, пьеса А. П. Чехова «Чайка» была поставлена на сцене Рязанского городского театра. В этот период Рязанский театр оказывал значительное влияние на просвещение массового зрителя. Представления давались не только на сцене городского театра, но и на любительских подмостках в уездных городах. С большим успехом шли пьесы М. Горького «Дети солнца», «На дне», «Мещане» «Васса Железнова», историческая драма А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, «Дети Ванюшина» С. Найденова.
В 1935 году в театре начала работать постоянная труппа во главе с художественным руководителем Б. Пиковским, а в 1937 году, с образованием Рязанской области, Рязанский городской театр был преобразован в областной. Начавшаяся 22 июня 1941 года война подчинила всю работу театра требованиям военного времени. Коллектив театра шефствовал над воинскими частями, актеры выступали на призывных пунктах и в госпиталях, в составе двух фронтовых бригад выезжали на передовую.
Кончилась война, и театр вместе со всей страной вернулся к мирной жизни. Главной своей целью театр считал и считает воспитание и утверждение у своих зрителей активной жизненной позиции и высоких гражданских чувств.
Заметный след в театральной истории Рязани оставили режиссеры – заслуженный деятель искусств РСФСР Д. Манский, А. Эфрос, заслуженный художник РСФСР С. Исаев, режиссеры Э. Митницкий, М. Лященко. В 1961 году Рязанский театр драмы получил новое здание с залом на 700 мест.
С началом перестройки новые веяния коснулись и Рязанского театра драмы, в 1994 году театр возглавил бесспорный лидер и яркая творческая личность Жанна Владимировна Виноградова. Уже первые постановки Виноградовой на рязанской сцене продемонстрировали новую эстетику и богатый творческий потенциал режиссера. Одним из самых ярких экспериментов стал спектакль «Пиковая дама» по повести А. С. Пушкина, принимавший участие во Всероссийском пушкинском театральном фестивале в городе Пскове, посвященном 200-летию поэта. Умело, ярко, выразительно ставит Виноградова комедийные спектакли, покоряющие зрителей юмором, здоровым оптимизмом, изобретательной сценографией, слаженностью актерского ансамбля. Достаточно вспомнить ее работы последних лет, чтобы увидеть, насколько интересен и разнообразен ее творческий почерк. Спектакль «Вас вызывает Таймыр» А. Галича, получился самобытным, современным, светлым, удивительно трогательным. В 2000 году Государственный театр наций пригласил рязанскую труппу принять с ним участие в акции «Достояние России». С большим успехом на сцене театра шла пьеса болгарского драматурга Г. Данаилова «Одна калория нежности», прозвучав на русской сцене удивительно современно и точно.
Спектакль «Последние» М. Горького – мощная, яркая, высокопрофессиональная работа, в которой режиссер и актеры достигли полного взаимопонимания. «Маскарад» М. Лермонтова, воплощенный в гармонии режиссерского замысла, художественного и музыкального оформления. «Соловьиная ночь» В. Ежова – используя приемы пластического театра, Виноградова сумела создать самый волнующий спектакль о войне. «Безымянная звезда» М. Себастиана, пронзительный рассказ о любви – эти и многие другие работы режиссера Виноградовой уже вошли в золотой фонд Рязанского театра драмы.
С открытием малой сцены театра (зал на 65 мест) театр начал активно работать с поэтическим материалом, и к 110-летию со дня рождения С. А. Есенина на малой сцене Рязанского театра драмы была осуществлена постановка спектакля «Где жила и пела Шахразада…», поэтическая фантазия, созданная по циклам стихов С. Есенина «Персидские мотивы» и Т. Смертиной «Танец персиянки». Спектакль принял участие во II Всероссийском конкурсе исполнителей есенинской поэзии «Я сердцем никогда не лгу» и стал обладателем первой премии конкурса в номинации камерных спектаклей.
В истории отечественного театра впервые была осуществлена идея постановки на театральной сцене цикла стихов С. Есенина «Персидские мотивы», и в результате оригинального режиссерского и пластического решения спектакль раскрывает красоту бессмертной есенинской поэзии и демонстрирует высокий художественный уровень постановки, тонкое проникновение в глубины смысла поэтических есенинских строк.
В сезоне 2013-14 года должность главного режиссера занимал заслуженный артист РФ Сергей Виноградов.
С 2015 года театр возглавляет главный режиссер Карен Нерсисян. Театр живет полной жизнью, выпуская новые спектакли, участвуя в различных фестивалях, старается сохранить традиции великого русского искусства и одновременно идти в ногу со временем.
Первое упоминание о Рязанском театре встречается в донесении сенаторов А. Воронцова и А. Нарышкина об осмотре Рязанской губернии от 5 марта 1787 года: «6-е. Построил деревянный корпус для театра, которой стоит двух тысяч семисот семидясети шести рублей и одной из собираемых с него доходов за всем его содержанием должен принести доходу в год, по крайней мере, пятьсот рублей, следовательно, и составит оной театр прибыли без малого в четверо против обыкновенных процентов издержанного капитала». Подлинник записки хранится в ЦГАДА (фонд XVI разряда, д. 911, л. 21-об.). В государственном архиве Рязанской области имеется протокол заседания Рязанской губернской казенной палаты от 21 октября 1787 года, в котором упоминается, что в Рязани имеется «Оперный дом» (так назывался тогда театр). Первая рязанская труппа была составлена из дворовых и вольноотпущенных девушек и «юношей-копиистов» учреждений наместничества.
До середины XIX века Рязанский театр был одним из немногих стационарных театров российской провинции. Среди показательных постановок того времени – «Отелло» У. Шекспира (1821), «Волшебный стрелок» Г. Вебера (1829), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1836), «Керим Гирей – Крымский хан», инсценировка А. Шаховского поэмы А. С. Пушкина Бахчисарайский фонтан (1837), «Гамлет» У. Шекспира (1840), поставленный впервые на провинциальной русской сцене. Премьера «Ревизора» Гоголя состоялась в Рязани в декабре 1836 года, всего через восемь месяцев после первого представления на петербургской сцене. Позднее на рязанскую сцену пришла драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова, в годы первой русской революции рязанцы впервые увидели пьесы М. Горького. Репертуар этих лет отличался яркой демократической направленностью и остротой.
С открытием «Оперного дома» Рязань стала одним из крупных гастрольных центров. На рязанской сцене выступали актеры императорских театров И. Дмитревский, В. Живокини, популярные провинциальные актеры Е. О. Петров, М. Т. Иванов-Козельский. В 1860 году гастролировал знаменитый американский трагик Айра Олдридж. Особенно был богат гастрольными событиями период рубежа XIX-XX вв.
В 1862 «Оперный дом» получил статус городского драматического театра. В репертуаре главное место занимала драматургия А. Н. Островского. В 1880-1890-е годы неоднократно гастролировал Малый театр, корифеи «Дома Островского» М. Щепкин, П. Орленев, М. Тарханов, братья Адельгейм, А. Юдин, М. Ермолова, А. Яблочкина нередко выступали в спектаклях рязанской труппы. С рязанской провинциальной сценой связана судьба основателя знаменитой династии актеров Малого театра П. М. Садовского. Здесь выступали К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин, М. Петипа, писатель В. Гиляровский, оставивший в своих воспоминаниях яркие картины жизни рязанского театра 1870-х годов.
На рубеже веков рязанский городской театр становится выразителем новых прогрессивных направлений сценического искусства, осуществляет постановки пьес, проникнутых передовыми идеями своего времени. В 1899, через несколько месяцев после триумфальной премьеры в Московском художественно-общедоступном театре, пьеса А. П. Чехова «Чайка» была поставлена на сцене Рязанского городского театра. В этот период Рязанский театр оказывал значительное влияние на просвещение массового зрителя. Представления давались не только на сцене городского театра, но и на любительских подмостках в уездных городах. С большим успехом шли пьесы М. Горького «Дети солнца», «На дне», «Мещане» «Васса Железнова», историческая драма А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, «Дети Ванюшина» С. Найденова.
В 1935 году в театре начала работать постоянная труппа во главе с художественным руководителем Б. Пиковским, а в 1937 году, с образованием Рязанской области, Рязанский городской театр был преобразован в областной. Начавшаяся 22 июня 1941 года война подчинила всю работу театра требованиям военного времени. Коллектив театра шефствовал над воинскими частями, актеры выступали на призывных пунктах и в госпиталях, в составе двух фронтовых бригад выезжали на передовую.
Кончилась война, и театр вместе со всей страной вернулся к мирной жизни. Главной своей целью театр считал и считает воспитание и утверждение у своих зрителей активной жизненной позиции и высоких гражданских чувств.
Заметный след в театральной истории Рязани оставили режиссеры – заслуженный деятель искусств РСФСР Д. Манский, А. Эфрос, заслуженный художник РСФСР С. Исаев, режиссеры Э. Митницкий, М. Лященко. В 1961 году Рязанский театр драмы получил новое здание с залом на 700 мест.
С началом перестройки новые веяния коснулись и Рязанского театра драмы, в 1994 году театр возглавил бесспорный лидер и яркая творческая личность Жанна Владимировна Виноградова. Уже первые постановки Виноградовой на рязанской сцене продемонстрировали новую эстетику и богатый творческий потенциал режиссера. Одним из самых ярких экспериментов стал спектакль «Пиковая дама» по повести А. С. Пушкина, принимавший участие во Всероссийском пушкинском театральном фестивале в городе Пскове, посвященном 200-летию поэта. Умело, ярко, выразительно ставит Виноградова комедийные спектакли, покоряющие зрителей юмором, здоровым оптимизмом, изобретательной сценографией, слаженностью актерского ансамбля. Достаточно вспомнить ее работы последних лет, чтобы увидеть, насколько интересен и разнообразен ее творческий почерк. Спектакль «Вас вызывает Таймыр» А. Галича, получился самобытным, современным, светлым, удивительно трогательным. В 2000 году Государственный театр наций пригласил рязанскую труппу принять с ним участие в акции «Достояние России». С большим успехом на сцене театра шла пьеса болгарского драматурга Г. Данаилова «Одна калория нежности», прозвучав на русской сцене удивительно современно и точно.
Спектакль «Последние» М. Горького – мощная, яркая, высокопрофессиональная работа, в которой режиссер и актеры достигли полного взаимопонимания. «Маскарад» М. Лермонтова, воплощенный в гармонии режиссерского замысла, художественного и музыкального оформления. «Соловьиная ночь» В. Ежова – используя приемы пластического театра, Виноградова сумела создать самый волнующий спектакль о войне. «Безымянная звезда» М. Себастиана, пронзительный рассказ о любви – эти и многие другие работы режиссера Виноградовой уже вошли в золотой фонд Рязанского театра драмы.
С открытием малой сцены театра (зал на 65 мест) театр начал активно работать с поэтическим материалом, и к 110-летию со дня рождения С. А. Есенина на малой сцене Рязанского театра драмы была осуществлена постановка спектакля «Где жила и пела Шахразада…», поэтическая фантазия, созданная по циклам стихов С. Есенина «Персидские мотивы» и Т. Смертиной «Танец персиянки». Спектакль принял участие во II Всероссийском конкурсе исполнителей есенинской поэзии «Я сердцем никогда не лгу» и стал обладателем первой премии конкурса в номинации камерных спектаклей.
В истории отечественного театра впервые была осуществлена идея постановки на театральной сцене цикла стихов С. Есенина «Персидские мотивы», и в результате оригинального режиссерского и пластического решения спектакль раскрывает красоту бессмертной есенинской поэзии и демонстрирует высокий художественный уровень постановки, тонкое проникновение в глубины смысла поэтических есенинских строк.
В сезоне 2013-14 года должность главного режиссера занимал заслуженный артист РФ Сергей Виноградов.
С 2015 года театр возглавляет главный режиссер Карен Нерсисян. Театр живет полной жизнью, выпуская новые спектакли, участвуя в различных фестивалях, старается сохранить традиции великого русского искусства и одновременно идти в ногу со временем.
показать полностью
График работы
понедельник: | с 10:00 до 19:00 |
вторник: | с 10:00 до 19:00 |
среда: | с 10:00 до 19:00 |
четверг: | с 10:00 до 19:00 |
пятница: | с 10:00 до 19:00 |
суббота: | с 10:00 до 18:00 |
воскресение: | с 10:00 до 18:00 |
Адрес
пл. Театральная, 7аОставить отзыв
Поделиться